Гаджетомания у подростков. Причины, способы преодоления

Ранее мы обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются школьники и их родители, и разделили их по возрастным категориям. Сейчас речь пойдет о проблемах среднего школьника и его родителей.

Итак, большинство специалистов однозначно сходятся во мнении о том, что проблема среднего школьника, его возрастной группы – это материальная составляющая. Здесь имеет значение все: кроссовки, майка и, конечно, гаджет. Это один из показателей статусности подростка. Это то, что позволяет ему войти в группу, заявить о себе, потому что, как говорят нам производители, изготовители гаджетов – это то, что позволяет вам найти «братьев по разуму».

Ученые считают, что гаджетомания – это не просто проблема, а даже болезнь. Сейчас я вам расскажу, где корни этой болезни, откуда эта якобы болезнь начинается и как она прогрессирует, развивается. Начинается все с того, что ребенка, маленького, крошечного совсем, 1-2 годовалого, нужно как-то одеть, накормить, пристроить к какой-то игре. И здесь родитель совершенно неожиданно вдруг осознает, что ему основным помощником в этом вопросе является телевизор.

Он включает мультики и понимает, что ребенок завороженно смотрит в экран. Это совершенно не мешает ему открывать род для того, чтобы употреблять пищу. Это нисколько не мешает ему быть одеваемым на улицу. Это не мешает, а даже помогает сидеть на горшке. И для родителей телевизор или любой другой экран становится просто предметом фетиша. Это то, что решает все их родительские сложности.

Взрослея, 3-5 лет, дошкольник, естественно, получает больше возможностей. И родители ему говорят: «Ну, включи себе телевизор!» или «Давай научимся с тобой пользоваться телефоном!». Мы заходим в Детский мир или любой другой магазин игрушек и понимаем, что вот они: детские телефоны, детские игрушки с дисплеями – вот уже можно научить ребенка учиться самостоятельно, то есть не уделять ему огромное количество внимания. Дал ему эту штучку, он нажимает на кнопочки, гаджет отвечает ему, и мы умиляемся тому, как ребенок абсолютно и тотально включен в этот прибор.

Время столь стремительно, что мы не замечаем, как ребенок уже пошел в школу. Что значит пошел в школу? Это значит, что у него должен быть телефон, потому что мы должны поддерживать с ним связь. Это значит, что у него появляется электронный дневник, что все домашние задания идут через интернет. Это означает, что все его оценки – электронный журнал – родители могут посмотреть, не отвлекаясь от собственного гаджета. И мы переходим на очередную ступень тотальной значимости гаджета для ребенка и для родителя. Пока это идет параллельно, пока они взаимодействую, пока они коммуницируют и у них все хорошо. Проблемы будут дальше.

И вот ваш ребенок уже не ребенок, а подросток. И он испытывает совсем другие переживания – не те, которые были раньше. И его телефон, компьютер или планшет становится предметом, обозначающим социальный статус, позволяющим ему объединяться в микрогруппы именно по этому предмету: по изготовителю, производителю его телефона, по той одежде и обуви, в которой он ходит. Это становится не просто статусной машиной, а входным билетом в любую другую группу по схожим интересам, не обязательно в школе: во дворе, в спортивной секции, в творческом кружке.

Гаджет устроен очень хитро. Он позволяет ребенку видеть в этом предмете самого близкого ему по разуму. Он общается с ним исключительно на его языке. У них общие интересы, общее видение. Они получают удовольствие друг от друга и не только визуальное, но и тактильное. И в этот момент происходит специфический сплав. Этот предмет у ребенка в руках постоянно, и мы уже понимаем, что это проблема, потому что он идет с телефоном в ванну, не выпускает его из рук за столом, и любой из наших вопросов: «Что с тобой? Почему ты не можешь его положить?» — натыкается на серьезную антагонистическую реакцию. Подросток раздражен. Он считает, что мы пытаемся ворваться в святая святых его личного, интимного пространства, и, конечно, он взрывается.

В отличие от нас подросток не одинок. Он дружит теперь не только с гаджетом, но с целой социальной сетью. Он подкреплен планетарно. У него за спиной огромная мощная машина, которая производит гаджеты, заготавливает для него интернет, обеспечивает его социальными сетями и продвигает, объединяя все это единым фронтом, в его не созревшее подростковое сознание.

Самое время задать классические вопросы: кто виноват и что делать? И я вам расскажу, как быть в этой ситуации.

Начнем с простого. Если телевизор вдруг стал вашим помощником, то нужно сделать так, чтобы вы этого помощника не эксплуатировали, чтобы вы не злоупотребляли его доброй волей. То есть, иными словами, нужно решить какую-то группу вопросов – включили телевизор, накормили – выключили. Подошло время решать следующую группу вопросов – включили телевизор, одели – выключили. Подходит следующий момент, игровой – он самый главный для ребенка, это его развитие – вот здесь телевизор становится вашим врагом, а не помощником. Поэтому если вы будете использовать помощь телевизора дозировано, и не будете приводить ситуацию к тому, что он полностью вас подменяет, вы вряд ли столкнетесь с этой проблемой. Занимайтесь ребенком самостоятельно. По крайней мере, тогда, когда это возможно. И конкурируйте с телевизором.

Компьютерные игры. Это то, с чем ребенок сталкивается довольно рано, потому что изготовитель телефонов уже загружает туда игры, смотря мультики, ребенок уже получает дозу рекламы о том, какие есть игрушки, какие есть электронные игры и так далее. Здесь вновь, родитель, обращаюсь к тебе! Если ты, уважаемый родитель, своим собственным примером не научишь ребенка быть сбалансированным и понимать, что вот это телефон, это компьютер, но есть еще велосипед, скакалка и какой-то художественный кружок, ты обречен.

И вот ребенок уже подросток и для него гаджет – это вход в микрогруппу. Здесь наша задача еще сложнее. Здесь родителям придется сделать так, чтобы ребенок нашел альтернативные механизмы. Это совсем не означает, что ему не нужен телефон, но это, как минимум, означает, что он не должен быть придатком телефона. Телефон – это средство связи, а ваш ребенок, подросток, должен для себя иметь совсем другие преференции и совсем другие механизмы первенства: спорт, художественные и музыкальные школы, общеобразовательная школа, где он демонстрирует свои знания и возможности. Именно этот набор должен стать для него главным, именно этот набор поможет ему и вам вытеснить гаджет и избежать гаджетомании.

Не стесняйтесь привлекать к решению вопроса друзей, близких, родственников и, если, сложилось так, что вы уже опоздали, и ничего не получается – специалиста. Приходите, поможем! Смотрите, слушайте и думайте.