Проблемы старших школьников и их родителей

Я уже рассказывал, с какими проблемами сталкиваются учащиеся младшей и средней школы, а также их родители. В этот раз поговорим о старшеклассниках.

Вчерашний подросток сегодня уже выпускник. Казалось бы, он созрел и душой, и телом. Конституция предписывает ему возможность выбирать и быть избранным и организовывает ему целую кучу прав: на обучение, на здравоохранение, на труд и на отдых. И мы преисполнены желания именно это увидеть в своем ребенке, но все не так просто. Это еще не взрослый человек. Его нервная система еще не закончила формирование. Его психика еще не вызрела. Это приводит к большим проблемам, о которых я вам сейчас расскажу.

Основная проблема, с которой сталкивается родитель – сделать максимальный вход, обеспечить ребенку максимальные перспективы, выбрать ВУЗ. Это немного напоминает наш прошлый разговор о том, как выбрать школу. Проблема очень схожа. Нам очень хочется, чтобы ребенок реализовал те проблемы, которые не смогли реализовать мы, продвинул те желания и достигнул тех уровней, которых не смогли достигнуть мы. И вот мы ему уже рекомендуем первой ступени вуз, рисуем ему картину перспектив: как он занимает очень высокий пост, руководит процессом и, конечно, материально очень обеспечен.

Но зачастую наш ребенок думает совсем о другом. Он устал от школы. Он устал от назиданий. Он устал от того, что за него всегда принимают решения, и он что-то хочет решить сам. И здесь есть проблема: то, что он хочет решить сам, совершенно не совпадает с нашим представлением о том, что он должен решить. Он хочет отдыхать, развлекаться, хочет сладостей взрослой жизни: купить себе безнаказанно пиво, посидеть и покурить в парке – то есть все то, что для него всегда было запретным, то, что теперь ему якобы разрешено.

И эта проблема часто определяется нарастающей агрессией. Мы хотим, чтобы наш ребенок соответствовал. Ребенок заявляет, что уже взрослый и соответствовать не хочет. Как быть и кто виноват?

Решение может быть очень простым. Например, попробуйте поговорить со своим ребенком, но уже серьезно. Настолько серьезно, насколько вы его себе представляете. Второе, попробуйте на него не давить. Дайте ему возможность сделать вдох полной грудью и посоответствовать собственному представлению о «взрослости». Третье, дайте ему возможность рассказать вообще, в принципе, о том, как он себе ситуацию видит. Зачастую вы не даете ему поговорить свободно. Четвертое, попробуйте быть уважительными к нему. Услышьте в его словах что-то рациональное, не ориентируясь на свои представления о том, что и как должно быть. Часто мы отстаем от реалий жизни, и наши дети несколько иначе видят ситуацию.

Если у вас и на этот раз ничего не получилось, то всегда можно заглянуть к специалисту, который вооружен соответствующим инструментарием и обязательно поможет вам разобраться в ситуации и наладить вам и вашему ребенку коммуникацию, уйти от конфликта. Смотрите, слушайте и думайте.