О чём писали «бауманский убийца» и его жертва?

Психиатр Александр ФЕДОРОВИЧ

По просьбе редакции газеты «Комсомольская правда» я изучил предсмертную записку убийцы и дневники его жертвы. Записи девушки — это такая презентация для окружающих, попытка притянуть к себе внимание, придать себе веса. Если внимательно проанализировать тексты, видно, что они на самом деле поверхностные. Девочка не называет там ничего из ряда вон выходящего. У меня после их прочтения возникло ощущение, что у девушки были нелады с родителями, что когда-то с их стороны шло жесткое навязывание норм поведения, каких-то принципов, и она не могла поступать, как на самом деле хочет. А теперь вырвалась. Но на депрессию это все равно не тянет. Дневник — это лишь презентация для окружающих.

По большому счету, записка убийцы и записи девушки похожи, они об одном и том же. У него это тоже самопрезентация для окружающих и посторонних. Только его текст поострее, это бравада. Он подает себя нам с позиции человека, который после своего поступка «постиг тайны бытия», получил какой-то уникальный опыт.

Звучит так, как будто человек смотрит сверху вниз, с элементами поучающими, наставляющими, хотя для этого нет никаких оснований. Рисовка, с которой он пишет совершенно ужасные, кошмарные вещи, она не вписывается в понятие нормы. Второй момент — человека наблюдали 2 специалиста. Это были люди, которые профессионально оснащены инструментами, механизмами, которые должны позволять выявлять нарушения. Один из них, как я понял, даже пытался лечить его медикаментозно. Это очень яркий штрих — он мимо соцсетей, но он позиционирует этого человека. Третий момент, очень важный и, возможно, именно он затруднял диагностику — человек употреблял психоактивные вещества, а они очень мощно могут испортить картинку, скрыть то глубинное, сакральное, что может человеком руководить. Поэтому сама по себе ситуация с такими его действиями кошмарными могла прорваться в какой-то момент на фоне приема веществ.

Человек может длительное время не проявлять внутренние проблемы не потому, что он их скрывает, а потому, что они не достигают уровня социального акцента. В какой-то отдельный момент на фоне внешних событий или внутренних человек начинает выдавать поразительные поведенческие реакции, а зачастую кошмарные для восприятия обычного человека.

При этом оба — по-своему несчастные молодые люди, которых, наверное, никто по-настоящему так и не услышал.