Меню
Категории
Допустимо ли воспитывать детей розгами?
29.04.2019 Вести ФМ

26 апреля на радио Вести ФМ состоялся эфир, в котором мы активно разошлись с уважаемым ведущим во взглядах и во мнениях относительно воспитания детей. Предлагаю вашему вниманию эту дискуссию и приглашаю высказывать свои позиции по теме в поле для комментариев.

Ведущий – Руслан Быстров.

На связи – предприниматель Герман Стерлигов, епископ Казанский и Татарский, владыка Феофан, семейный психотерапевт Александр Федорович.

БЫСТРОВ: Что касается высказывания Германа Стерлигова и, вообще, сторонников физического наказания детей. Они в основном ссылаются на Священное Писание. Я специально сегодня поговорил на эту тему с епископом Казанским и Татарским владыкой Феофаном, который пояснил мне, что, с точки зрения религии, здесь далеко не все так однозначно.

Владыка Феофан, когда говорят о наказании детей ремнем, очень часто ссылаются на Священное Писание, цитируют «не жалей розги для сына своего».

ЕПИСКОП ФЕОФАН: Я очень осторожно скажу на эту тему, потому что что значит «розги не жалей»? Мы же не можем привносить средневековые розги или ремень, когда этот ремень ходил так по телу, что тело оставалось не только в синяках, но, может быть, и кожа сходила. Я думаю, что это имеет отношение к нам символическое. Мы живем в совершенно иное время, у нас – иное восприятие взаимоотношений, и с детьми – то же самое. И, вообще, в целом в обществе. И система ценностей – она, конечно же, с точки зрения религиозной неизменна, но неизменна не в плане ремня и розги. Поэтому я бы не стал цитировать ни про ремень, ни про розги сейчас.

БЫСТРОВ: Но все-таки, как вы считаете, допустимо ли наказывать детей, в каких-то исключительных случаях, с помощью ремня? Подзатыльник дать?

ЕПИСКОП ФЕОФАН: Вы знаете, вообще, безнаказанности нет как таковой в жизни.

БЫСТРОВ: Можно по-разному просто наказывать.

ЕПИСКОП ФЕОФАН: Да, можно по-разному наказывать. Я бы исключил ремень из жизни воспитательной.

БЫСТРОВ: А как вот говорят: ребенок не понимает, ничего не помогает?

ЕПИСКОП ФЕОФАН: Но ведь, кроме ремня, есть и другие какие-то меры воздействия. Скажем, наказание – поставить в угол: это тоже – наказание. Скажем, он очень любит какие-то игрушки, сказать: видишь, ты провинился, вот на сегодняшний день ты лишил себя возможности играть той или иной игрушкой. Воспитание – вещь довольно сложная. Но я ни в коем случае не хочу идти по пути западному, который западный мир предлагает. В форме даже ювенальной юстиции. Вот вы посмотрите тоже, как мы искажаем. Ведь учителя плачут, когда, пользуясь вот этой такой защищенностью, ребенок начинает: «Ах, так? Ну, я тебя сниму, ты наказал меня, ты неправильно сделал», и начинается травля учителей. Это тоже – путь в никуда.

БЫСТРОВ: Епископ Казанский и Татарский, владыка Феофан. Спасибо, что пишите и голосуете в нашем мобильном приложении. Позже подведем итог, а к нам сейчас присоединяется семейный психотерапевт Александр Федорович. Александр Михайлович, здравствуйте!

ФЕДОРОВИЧ: Добрый день, здравствуйте!

БЫСТРОВ: Я специально попросил наших редакторов подключить вас к нашей трансляции с самого начала, чтобы вы слышали все то, что происходит в эфире, все высказывания, все мнения. Что скажете по поводу услышанного?

ФЕДОРОВИЧ: Что я скажу? Вы знаете, я, наверное, начну с цитаты нашего замечательного классика, который устами одного из своего героев сказал: «Любое воспитание есть насилие». Вот это, наверное, абсолютная правда, потому что вопрос привития тех или иных навыков поведенческих, тех или иных навыков когнитивных восприятия и так далее – они всегда идут вразрез с желанием ребенка.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

"1" Comment
  1. Тема очень острая и неоднозначная. Есть, о чём поговорить. Где грань между физическим наказанием и истязанием? Для одного ребёнка она в шлепке пониже спины, для другого — в паре подзатыльников, а третий поймёт только удар кулаком. Как в физическом наказании не сломать психику ребёнка?

Добавить комментарий
*