Кому нужна эфирная ругань?

Битва рэперов набирает в интернете невиданную популярность. Никита Камзин из газеты «Южные горизонты» ЮАО попросил меня поделиться моим мнением о причинах внезапной популярности  рэп-баттлов и проанализировать поведение исполнителей на «ринге». Я смотрю на замерший кадр из видеоролика:

— Видите, какая на видео вокруг рэперов собралась толпа? У всех ее участников — примерно общий социальный уровень, возраст, одинаковая коммуникативная структура. Этот видеоролик набрал более 16 миллионов просмотров в интернете, но невозможно просканировать аудиторию, которая его посмотрела. Мы с таким же успехом можем говорить о 50 миллионах спиннеров, проданных в стране. И что, это новая субкультура? Нет, такие явления были и раньше.

Рыцарские турниры когда-то собирали толпы. Теперь то же самое делают рэп-баттлы. Ведь мы понимаем, что те люди, которые раньше объединялись на улицах, продолжают это делать — только теперь в интернете.

На самом деле 16 миллионов просмотров – не так уж и много. Нашего президента в момент прямого включения смотрели условно 150 миллионов человек.

— Но почему два человека, оскорбляющие друг друга, вызывают такой большой интерес?

— Основная аудитория рэп-баттлов — это подростки. Для них очень важно объединиться в группу, найти внутри неё поддержку и понимание. Им необходимо изрекать свой протест, выражать его. Ведь подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый, его паспорт по сути ничего ему не дает.

Подросткам нужно либо разрешить сразу все, либо запретить. Такое мнимое наличие возможностей порождает желание протестовать. И тут выходит репер, который мерзко гнусит, сыпет скабрезностями, «поливает» своего оппонента. Это находит отклик в протестующей душе. Отсюда и секрет так называемой «популярности». То есть популярность в массах к реальному качеству не имеет никакого отношения. Для меня 10 миллионов просмотров – это реквием по социальной системе.

— Можно ли сказать, что массы притягивает в том числе и рейтинг 18+?

— Считаю, что идея возрастного рейтинга абсурдна. Ты едешь в машине и слушаешь радио, а тебе говорят — рейтинг 6+. То есть в шесть лет ребенку можно это слушать, а в пять нет?! Это условный механизм, который не отвечает никаким критериям и не несет никакой идеи.

Это все равно, что продавать сигареты людям от 18 лет. Не это нужно делать, а стоимость пачки увеличить до одной-двух тысяч рублей.  Я выступаю за дифференцированный подход. Допустим, все периодически слышат о гонках на «гелендвагенах». Про них рассказали раз, рассказали два… Полиция задерживает таких водителей. Но подростки слышат в этих новостях другое: гонки продолжаются, значит, есть люди, которые могут это делать неоднократно — ломать, нарушать правила.

В этом заключается опасность. Заинтересованные лица создают вброс ради рейтинга, предлагая делать самостоятельные выводы.

А выводов нет. Поэтому рэперы продолжают собираться и сквернословить. Поймите правильно, я не за тотальные запреты. Но в первую очередь я выступаю за структурность, а во-вторых — за цензуру. Если пара рэперов собралась в парке, то, может быть, по соседству провести занятие йогой или мастер-класс? Чтобы была альтернатива: послушать сквернословие или научиться йоге.

Мы постоянно сталкиваемся со странностями в нашей жизни. Я приезжаю на заправку, вставляю пистолет в бензобак, подхожу к кассе, а там написано, что заправка не работает! И ты чувствуешь себя дебилом, потому что кому-то было впадлу поставить ограждения. У меня возникает протест. А рэперы такими выступлениями подогревают его нецензурщиной.

С чем можно сравнить огромную популярность этого ролика? К примеру, Владимир Высоцкий набрал бы не 16, а 20 и 50 миллионов просмотров в интернете с гениальными песнями, которые разрезают социальные вопросы, словно автоген.

— Высоцкого любят миллионы людей, а рэп-баттлы – скорее андеграунд, который неожиданно для многих вышел на первые позиции. Те же спиннеры не несут никакого вреда обществу. Здесь другое дело, и никто это не скрывает.

— Есть такое понятие, как состав деяния. Это еще не преступление, но уже проступок. Здесь речь именно об этом. Если ресурс не запрещен, то должны быть администраторы, которые контролируют выходящий контент. Не думаю, что 16 миллионов просмотров остались «за кадром» у Роскомнадзора.

— Мы с вами сейчас смотрим отрывки баттла Oxxxymiron и Гнойного. Какие механизмы включаются в организме «сражающихся»? Что испытывают увлеченные зрители? 

— Поведение, которое нам демонстрируют сейчас на экране рэперы, характерно, к примеру, для спортсменов. Схоже себя чувствуют и зрители. По итогам одного из исследований игрок на поле, запасной игрок и фанат на трибуне испытывают абсолютно одинаковые ощущения. Регистрируются идентичные параметры — повышение артериального давления, учащение пульса и дыхания.

Тот же Oxxxymiron – по сути не рэпер, а спикер. Он умеет говорить, умеет держать аудиторию в напряжении. Он легко жонглирует словами, и это восхищает. Но не более. Тот же Михаил Задорнов делает все то же самое, и собирает миллионы зрителей. Он говорит очень тонко и тоже задевает глубинные механизмы в человеке. Только рэпер владеет «помоечной» аудиторией, а Задорнов – более интеллектуальной.

По по поводу «дуэлей» можно сказать, что все они по структуре в общем и целом одинаковы. Что между рэперами, что, к примеру, в программе с Владимиром Соловьевым. Разнится только содержание и подача. А когда люди в кадре матерятся, это привлекает больше внимания. Виной тому извращенное восприятие «свободы». В понимании толпы свободный человек – не тот, который увидит бумажку на газоне и бросит ее в мусорное ведро, а тот, который бросил ее, еще и харкнув рядом. И эта идея такими «баттлами», увы, поддерживается. Только в чем ее крутизна?!


Comments are closed.