Школьник застрелил учителя

Всем преступившим черту ПОСВЯЩАЕТСЯ.

3 февраля 2014 года старшеклассник устроил стрельбу в школе №263, в которой сам учился, убив учителя географии и полицейского. В ближайшее время Сергей Гордеев пройдет психиатрическую экспертизу.

Мы всегда решаем два вопроса: болен ли этот человек психическим расстройством или это некий психологический микроклимат, который не позволил ему быть адаптивным. Ответить сейчас на этот вопрос не представляется возможным, будет проведена экспертиза, но совершенно ясно одно: эта ситуация не возникла вдруг.

Это — завершение некой череды событий, некой череды переживаний. Это финал!.. А вот как ребёнок к нему пришёл — большой вопрос и с этим, конечно, надо разбираться.

Есть, так же, версия, что на подростка могли повлиять компьютерные игры.
Я считаю, что компьютерные игры, как и любые другие, никак не влияют. За исключением одного момента: если мы превышаем некий порог. Временной, информационный, интонационный…

То есть, если школьник занимается профессиональной деятельностью, постоянно обучается, поддерживает социальные контакты, общается с родными и близкими, имеет гражданскую позицию, каким-то образом развивается и, среди прочего, он ещё играет — ну и замечательно!

Поставить знак равенства между игрой и преступлением невозможно.
Всегда, это я готов заявить со всей психиатрической ответственностью, всегда виновата семья!

Трагические события всегда вызывают общественный резонанс. Особенно, когда речь заходит о детях. Особенно, когда создаётся и поддерживается определённая шумиха. Особенно, когда уже ничего нельзя изменить. Особенно, когда ЭТО может случиться с каждым…

Всё перечисленное по-своему важно и значимо. Однако непонятно (с точки зрения бытовой), на что рассчитывают корреспонденты и репортёры, записывающие душераздирающие интервью. Особенно со стражами порядка, для коих построить сложносочинённое предложение — уже подвиг. Особенно у актёров и режиссёров, которым создать трагическое клише – часть их жизни. Особенно, когда диалог ведётся с политическим деятелем, для которого самое главное — это пафосный PR. И т.д. и до бесконечности. С незначительными вариациями на наши извечные: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Удивительно, что в обсуждении практически не участвуют люди, причастные к событиям. Непосредственные участники, их родные и близкие, и наконец эксперты. Возможно потому, что их речь будет если не обвиняющей, то обличительной.

На сегодняшний день, с точки зрения экспертной, все асоциальные формы поведения человека укладываются в две позиции. Первая – имеет место быть психическое расстройство, иными словами болезнь. Вторая – имеет место психологическая проблема, и само действие – попытка решения.

С первым вопросом разбираются специалисты и удельный вес преступлений, совершённых психически больными людьми крайне мал. А вот второе направление и составляет подавляющее большинство проблем в обществе. Ибо психика человеческая — штука очень тонкая и собственно рвётся.

Слова «одиночество», «стресс», «депрессия», «невроз» уже давно и очень уверенно вошли в нашу жизнь. Однако нездоровая практика решать проблемы с конца: «Зарежут, тогда и приходите!», не может дать адекватного результата.

Профилактика преступлений и правонарушений задача крайне сложная. Мероприятия трудоёмки и малозаметны. Технологии малоэффективны, да и средств нет. Зато есть идеология лжи и двойных стандартов, с которой мы сталкиваемся с самого раннего детства, в которых проходит формирование психики подростка.

С последующим принятием тезиса о безнаказанности преступников и социальной беззащитности населения. Того самого населения, из которого и выходят убийцы и самоубийцы. Ибо, с точки зрения психологов и социологов, это очень близкие понятия. И иногда – одно и то же! Вот и открывают стрельбу школьники, военнослужащие срочной службы и даже офицеры полиции…

Итого: не школьный учитель толкнул школьника на стрельбу, и не девушка майора, ссора с которой «заставила» его стрелять, а большие проблемы в семьях. До которых никому нет дела. А если и есть, то у органов, призванных решать эти задачи, просто нет правовой основы для его реализации…

Вот и получается, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих! И отвечая на вопрос: «что же делать?» со всей ответственностью могу заявить — обращайтесь за консультативной и терапевтической помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, психиатрам! Только так можно избежать множества трагедий…

Видео по теме:
Компьютерные игры не могли быть причиной стрельбы в школе
Стрельба в школе в Отрадном
Урок для всех

Послесловие:
«Подозреваемый сказал, что сожалеет о содеянном, и попросил не заключать его под стражу, а оставить под присмотром родителей. Его законным представителем в суде была сотрудница органов опеки, которая сообщила, что подозреваемый не может быть передан родителям, так как они после задержания никак не участвуют в его судьбе, не отвечают на звонки следователя, их местонахождение не известно. Прокурор поддержал позицию следователя о том, что совершенное преступление было особо тяжким, а несовершеннолетний возраст подозреваемого не может препятствовать его заключению под стражу.

В итоге Наталья Мушникова не нашла оснований для избрания подозреваемому более мягкой меры пресечения и, отметив, что «родители фактически самоустранились от его защиты, не выходят на связь, не отвечают на звонки на мобильные телефоны», оставила его под стражей на два месяца до 3 апреля.»