Проблема алкоголизма. Часть 1-1

Психолог Александр Федорович

Завершается очередной год, близится куча праздников. Новый год — это всегда такой рубеж, к которому мы приближаемся не только с ожиданием чего-то хорошего, но и с обновлением чего-то плохого: «Пусть всё плохое останется в старом году, потому что в новом году будет новое плохое».

Люди собираются за праздничным столом, обсуждают дела ушедшего года, строят планы на год грядущий. Не обходится без выпивки. Само по себе это неплохо, это ещё не алкоголизм… Но люди собираются не только за праздничным столом, но и где-то вне жилого пространства. Например, у российских мужчин есть традиция собираться в гараже.

Если встречи, обсуждения с той или иной периодичностью сопровождаются неким возлиянием, то тогда, конечно, мы можем говорить о том, что данный субкультуральный пласт выявляет некую предрасположенность. Люди, которые туда приходят — это же своего рода клуб!..

«Купил гараж, обустроил, теперь можно жить. И время есть где провести. Пью года три каждый день. И как теперь бросить? Жена пилит постоянно, проблемы на работе…»

Сообщение печальное и, к великому сожалению, весьма распространённое… Давайте попробуем определиться, что же такое алкоголизм вне контекста академического, стадийности и прочего…

Говорят, что алкоголиками рождаются — это неправда. Это миф. Алкоголиками становиятся. И питие одно время определёнными академическими структурами считалось как некий алкогольный невроз. В этом был определённый смысл, потому что алкоголизация — это есть ничто иное, как яркий ответ личности на какие-то сложности. Под личностью я имею вииду человека с его внутренним конструктом, с его психологическими особенностями, его сложностями, внутренними проблемами, которые он реализует таким образом.

То есть, он, сталкиваясь с внешней реальностью, довольно жёсткой, и не только со стрессом, но и с различного рода коммуникациями, не выдерживает такой колоссальной нагрузки и прячется за алкоголь.

То есть алкоголь для этого человека является своего рода лекарством. И, наверное, оно было бы замечательным, если бы не побочные эффекты!.. Потому что вслед за психологической зависимостью, а мы сейчас обсуждаем именно её, очень быстро формируется физическая зависимость!

Человек, у которого в жизни нет никакой радости, но он ищет выходы и находит эти выходы в неких форматах группирования по каким-то признакам…. Например, собрались мужики в гараже, это, вроде как, социоприемлемая форма, и жене всегда можно сказать: «Я в гараж». «- Ну хорошо, тогда не забудь огурцы принести из погреба…»

Вроде как, всем ситуация ясна, она никого не тревожит, не беспокоит, и всегда можно сказать, с кем был: Петрович, Семёныч… Все приличные, порядочные люди, всё хорошо…

Но, к сожалению, это, приобретая форму клуба по интересам, становится площадкой для алкогольного старта. Потому что там бывают люди не только в возрасте, но и молодёжь, которая, естественно, тоже воспринимает, приемлет такой поведенческий паттерн, копирует, вовлекается, и так далее, и так далее…

Это я не пытаюсь покритиковать гаражи и всё, что там происходит, потому что, на самом деле, у нашей молодёжи альтернатив сейчас очень мало…

«Гараж» стал социальным пластом, как когда-то «встречи на кухне», «бабушки у подъезда»… Это — клубы по интересам. Именно поэтому они живучи, именно поэтому учитываем в нашей беседе.

«Пью пиво каждый день, примерно по два литра. Утром встаю нормально, еду на работу. Это алкоголизм?»

Это зависимость, как минимум, психологическая. Об алкоголизме мы можем говорить тогда, когда к психологической примешивается физическая.

Иными словами, если ещё пол года назад вы выписали по баночке пива, 0,33 или 0,5, а теперь вам нужно 2-3-4 и далее баночек, то мы имеем картину физиологической адаптации, и это путь не очень правильный… Как только вы перейдёте со слабоалкогольным к крепким, формирование станет более глубоким, именно воздействуя на клетки мозга. Пока вы воздействуете на сам организм, на соматику.

Это не миф, то, что доза может возрасти: сегодня пиво, завтра вино, послезавтра водка. Это не просто не миф, а это переход от нулевой стадии к первой.

По данным ВОЗ, считается, что выпивание 50 мл в неделю чистого алкоголя — есть бытовое пьянство. 50 мл — это 100 с небольшим граммов водки, или примерно 250-300 граммов вина, или 0,6-0,7 литра пива. Алкогольная зависимость, не психологическая, а физиологическая, сформирована тогда, когда сформирован так называемый абстинентный синдром.

Очень часто его называют похмельем. Слово расхожее, люди его используют не по назначению. Скажем так, с вечера перебрав, говорят: «У меня утром похмелье». Но, зачастую, это не похмелье, а интоксикация.

Похмелье сопровождается бурной вегетативной реакцией: головные боли, дрожь в руках, тошнота… Если принятая минимальная доза алкоголя, 50-60-100 гр водки снимает всё перечисленное, то мы имеем дело с похмельем.

А если «не лезет» и ещё усугубляет ситуацию — это интоксикация. Это — признак нормы.

Не пил более 10 лет и недавно «сорвался». Теперь никак не могу выйти из «штопора». Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!

Тут сложность заключается вот в чём. Мы постоянно имеем дело с социальными мифами, один из которых звучит именно так: если я долго не пил, то я практически оздоровился-выздоровел. К сожалению, это не так…

Бывших алкоголиков не бывает. Этот диагноз ставится один раз, ставится пожизненно. Независимо от того, продолжает человек алкоголизироваться или нет, системы стабилизации в организме сломаны. Это примерно, как на уровне иммунитета или на уровне аллергии: если у человека есть аллергия на апельсины, она будет и через год, и через 15 лет.

Непитие всегда должно сопровождаться соответствующей терапией, которую нужно подбирать в зависимости от индивидуальных особенностей. То есть, если не пьёшь, нужно обязательно ходить к врачу, чтобы он тебе что-то прописывал, чтобы ты не срывался, потому что непитие всё равно сопровождается нарушениями настроения, нарушениями сна, нарушениями аппетита, быстрой утомляемостью и так далее и так далее…

Но особенность российского менталитета в том, что наши люди не любят ходить к врачу. «Я сам! А раз я иду к врачу, значит, я больной и я сам не справляюсь. А чего там врач? Таблетки я могу пить и дома! Я могу купить их в любой аптеке и нечего мне там делать! А что он со мной будет там делать? Разговоры разговаривать? Я и сам могу поговорить с кем угодно!»

Понимаете? Вот этот мифологический пласт — он колоссальный! Отчасти, и я готов это признать с великим сожалением, это связано с низкой квалификацией наших специалистов… С одной стороны, народ у нас лечится самостоятельно и с большим успехом.

С другой стороны — мощная рекламная кампания со стороны рекламных производителей: можно посмотреть, почитать и самому всё сделать. Люди приходят за медицинской консультацией в аптеку! Я регулярно это слышу: «А вот мне что-нибудь от головы или от сглазу присоветуйте!..» И девушка очень мило начинает советовать и от того, и от другого…

Женщины часто задают мне вопрос: «Как правильно реагировать на явление мужа в пьяном виде?» К сожалению, здесь мы заходим с конца. Если это уже есть, то кричи-не кричи, молчи-не молчи, ситуация от этого не разрешится.

Начало надо ловить с момента замужества. Если у человека была склонность, то брак её проявит. Он становится неким увеличительным стеклом, через которое мы можем рассмотреть все проблемы, сформировавшиеся до женитьбы или до замужества.

И узнать, что избранник — потенциальный алкоголик, совсем несложно!.. Надо чуть поближе познакомиться. И с избранником, и с его родителями, с укладом семьи, потому что именно там формируется всё необходимое. В шутке «беря жену, смотри на тёщу», есть определённый смысл.

Желательно побывать с ним в самых разных ситуациях. Не только радужных, когда мы в выходные ходим в кино и сидим в сквере на лавочке, но и было бы недурно сходить в туристический поход, съездить в поездку… Причём желательно, компанией… И так далее, и так далее… То есть, проверяйте своих избранников на экстремум.

«Мне нравится вкус Бурбона. Раз в пару дней выпиваю грамм по 30. Опьянение ненавижу! Я безнадёжен?»

Цель выпивания? Бурбон — это здорово, это виски с особой очисткой, американский вариант… А цель? Задумайтесь!…

«А если только по выходным бухать? Ну, не прям бухать, а, например, литра три пива по субботам. Это что, зависимость или нормально?»

Если я жду, когда же придёт суббота с тремя литрами — тогда зависимость.

«При чём тут родители? Отец был зависимым, я не пью вообще!»

Это ярко выраженная компенсаторная реакция, которая всё равно должна задействовать механизмы. Что-то человек должен делать ещё!..
Если это — антагонистическая форма против своего родителя, то так или иначе, что-то должно происходить с этим человеком ещё. У него должны быть какие-то моменты, которые так или иначе требуют его усилий: в коммуникации, в отношениях… Может быть даже с самим собой…

Существует ещё один миф: чтобы победить зависимость, нужно перенести её ещё на что-то, чтобы зависимость была от другого!.. Это — тупик! Потому что переносить придётся ещё и ещё и очень часто люди говорят, вот, меня закодируйте от пива, я только водочку буду пить. Или наоборот.

Вот здесь речь идёт не о том, чтобы переключать ситуацию, а о том, чтобы в ней разобраться и, есть такой термин в психологии, в психотерапии, как дезактуализация влечения.

То есть, когда мы находим проблему, её корень, этот корень определённым образом, определённой техникой прорабатывается. Корень — это внутренние проблемы, которые находят подтверждение в реальности, на сегодняшний день.

Утилизировать их очень сложно. Тогда используется алкоголь, который обладает ярким оглушающим действием. Выпил — и проблемы нет!

«Кормлю ребёнка грудью, ребёнку год и три месяца. Постоянно хочется пива или, хотя бы, кваса. Иногда позволяю себе выпить 0,5 пива. Насколько это вредно для ребёнка? Может это быть признаком алкоголизма?»

Для ребёнка это вредно, однозначно, двух мнений быть не может. Потому что пиво — это точно такой же алкогольный напиток. Квас, я думаю, терпимо. Но я думаю, здесь надо зайти с другой стороны. Не понимать, почему именно это, а понимать, почему именно так.

Иногда, если бы девушка писала о беременности, мы бы понимали, что бывают странные формы влечения у беременных. А вот у кормящих… Здесь нужно разбираться. Однозначно мы не ответим, но для ребёнка это проблема и вред.

«Здравствуйте! Моя мама пьёт. Но, как всякий алкоголик, не соглашается с проблемой. Кодировки, беседы с врачом и т. д не действуют. Папа уже ушёл от неё, осталась с ней только я. Как мне ей помочь и как реагировать? Мне 30 лет, ей 55.»

Это один из самых сложных вопросов. Это вопрос мотивации. Я думаю, что в любом случае что-то делать можно. Надо просто идти на консультацию к психотерапевту Вам, или пригласить психотерапевта, психолога к себе, потому что надо разработать тактику взаимоотношений. Как правило, это реакция на какие-то внешние сложности. Их нужно отыскать и попробовать реализовать. Один из психотерапевтических постулатов: если вы что-то делаете и у вас нет результатов, надо начать делать что-то другое. В данной случае, надо прекратить попытки самостоятельного решения проблемы и обратиться за помощью к психологу.

«Пил. Вышел из наркологической клиники. Укололи вивитрол, не пью почти три месяца, сделал три инъекции. Вчера выгнала жена. У меня срыв на трезвую голову. Подскажите, как справиться с депрессией!»

Нужно срочно идти к психотерапевту! Потому что с депрессией, или если это не депрессия, а какой-то невротический момент, его нужно срочно купировать. Возможно, медикаментозно. И, естественно, надо разбираться с женой, потому что, скорее всего, проблема во взаимоотношениях с женой и явилась причиной, краеугольным камнем этих переживаний и привела человека к желанию выпивать.

«На моё настроение и самочувствие влияет наличие денег. Это зависимость?»

Хочется спросить, а что этот человек с этими деньгами делает? Быть зависимым непосредственно от прямоугольной бумажки, на которой нарисованы картинки, написаны буквы и проштампованы цифры, довольно сложно!..

Если деньги — это то, что позволяет человеку каким-то образом реализовать свои стремления, то тогда дело не в деньгах, а в наличии этих самых стремлений.

Если мы ждём этого заветного числа и становимся счастливыми в этот день?…
Что назвать счастьем? Если, как говорит один мой пациент, «я не могу находиться в этом мире в трезвом состоянии. Мне нужно «убиться»… » В этом слове «убиться» есть некий прообраз суицида. «Мне нужно убиться и там мне хорошо.»

Поэтому, если для человека ощущение такой вот «смерти», а глубокое опьянение очень напоминает это состояние, если для него это — его цель, то это такой растянутый специфический суицид.
Есть ли в этом счастье — у меня большие сомнения на этот счёт…

«Как Вы относитесь к кодированию?»

Никак не отношусь. Это ещё один миф. Кодирование — это не панацея. Это не есть формат решения всех вопросов, это не лечебная процедура, это не лечение!..

Вообще, в принципе, о кодировании и любой другой форме пролонгированного воздействия можно говорить не раньше, чем:

  1. вы перестали алкоголизирваться;
  2. вышли полностью из этого состояния физически;
  3. вышли полностью из этого состояния эмоционально.

То есть, иными словами, вы нормально спите. Не просто спите — «да, я сплю», а нормально спите; у вас нормальный аппетит, анализы биохимии крови у вас в порядке, неврологические функции в порядке, вы вне депрессии и так далее, и так далее, то тогда мы можем в рамках психотерапевтической работы говорить о кодировании, торпедировании и тому подобное. Не раньше!..

Если (я уже слышу эти вопросы: А как? А сколько? А когда?) по «букварю», то считается, что после трёх — пяти дней запоя человек как организм полностью приходит в норму не ранее, чем через месяц. А следовательно, о кодированиях, торпедированиях и иже с ними, если мы говорим о том, как положено, мы можем говорить не ранее, чем через 45 дней терапии. ТЕРАПИИ!

«Работаю с утра до ночи, управленец. Стресс, страх потерять работу. Пью каждый день по 150 грамм. Иначе не могу выключить внутренний моторчик и уснуть. Понимаю что это — зависимость, но что делать?»

Поменять алкоголь на успокоительные чаи, подбодрить себя физкультурой, и, может быть, найти себе какое-то увлечение, о котором можно думать в течение дня.

«У моего мужа компьютерная зависимость. Играет до трёх-четырёх часов утра, а потом с трудом встаёт на работу.»

Не бывает! Компьютерной зависимости не бывает! Бывает, это одного поля, — эти питие, переедание, компьютер и так далее, — это ответ психологический организма на какие-то внешние проблемы. Нет компьютерной зависимости!

Курение — это тоже утилизация внешних проблем. Как правило, мы находим тревожные переживания. Реже тревожно-депрессивные, которые таким образом утилизируются. В алкоголь, в кофе, в компьютер, в азартные игры и прочее, прочее, прочее… Это формат поиск своего интимного пространства, куда я никого не пущу.

Меня часто спрашивают о моём отношении к гипнозу. Я нормально отношусь к гипнозу. И к директивному, классическому, и к недирективному, эриксоновскому. Это одна из техник, очень хорошая психотерапевтическая техника. Только это, опять же, не панацея! «Погрузите меня в гипноз и я не буду пить!» Это «сделайте всё за меня». В гипнозе он пить не будет, это правда. Но из него приходится выходить…

«Говорят, не проверяйте любимых. Они всё равно не выдержат проверки, жизнь — тому бесконечное подтверждение…»

Что проверять?.. Проверка — это попытка реализации уже своих проблем… «Где был? Пил — не пил? С кем встречалась? Покажи телефон! Открой свою почту!» — Это тупик!.. Это — попытка свалить на другого свои собственные проблемы.

«Как бесконфликтно объяснить человеку, что у него есть проблемы с употреблением? Такую информацию о себе очень сложно принять!»

При помощи специалиста! Это может быть психотерапевт-психиатр или психотерапевт с образованием нарколога. Чуть в меньшей степени, психотерапевт в паре с психологом. Я частенько работаю в паре с детским психологом.

«Жена запила и уже алкоголизм. Буянит, дерётся, ребёнок не нужен, кодироваться не хочет. Хочу привести силком. Можно?»

Не поможет. Это большая печать, это колоссальная трагедия!.. Я искренне сочувствую этому человеку, но «силком» не поможет, нужно избрать какие-то другие формы воздействия. Может быть, даже расстаться. Если не можете расстаться, значит, нужно поискать, что происходит с вами. Почему вы идёте на это, себе в ущерб, кладя «на плаху» детей и так далее…

«Мне 30 лет. Считаю себя состоявшимся человеком. Хорошая работа, семья, собака и т.д. Но каждый вечер я выпиваю 100-150 грамм крепких. Это мне ничуть не мешает. Я алкоголик?»

Не мешает чему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте недельку-другую не выпивать вечером 100-150 грамм. Если будет всё просто, если с Вами ничего не произойдёт, значит, Вы не алкоголик.

«У меня зависимость от экстремальных видов спорта. Колени болят!
6 недель после операции — уже хожу на батут, катаюсь на сноуборде. Понимаю, что зря, но всё равно еду!»

Верно! Это, действительно, зависимость. Экстрим на уровне физиологии вызывает мощный выброс биологически активных веществ: «гормонов счастья», эндорфинов и прочего. Да, это зависимость. Можно заменить шоколадом или бананами.

Если человеку это мешает и он хочет ситуацию изменить (это опять вопрос мотивации), то тогда — это к психотерапевту.

«Кодировался на полгода, не пил более 10 лет. Сейчас опять проблемы с этим. Но во всех клиниках навязывают целый комплекс дорогих услуг. Мне нужна лишь блокада на полгода. Дальше я и сам смогу. Посоветуйте что-нибудь!»

Я думаю, что здесь нужно так и подойти. Коль скоро есть чёткий запрос на конкретную манипуляцию, то тогда нужно отметать все иные предложения и искать именно того человека и именно ту организацию, где вам сделают именно это и не размениваться ни в коем случае.

«Скажите, возможно вылечить женщину, если она не считает себя алкоголиком? Неадекватна после двух банок пива, пьёт три раза в неделю.»

Два пива и неадекватность — это очень тяжёлая форма и тут мы имеем вариант так называемого патологического опьянения. Здесь нужно лечить не алкоголизм. Вероятно, это тема сосудистая или внутримозговое перерождение. Нужно искать другие процессы. Если человек выпивает мало по сравнению с другими, но пьянеет «в хлам», это должно очень настораживать!

Обращаться можно к психиатру, можно к неврологу. Нужно смотреть сосуды, нужно смотреть проводимость нервных путей  и так далее. Нужно искать что-то органическое.

«Работаю дальнобойщиком, не пью месяцами, но срываюсь на Новый год. Затем пью месяц. У меня это как график. Жена не ругает, так как я человек добрый и зарабатываю хорошо. Я — алкаш?»

Печальное слово «алкаш»… Скорее, зависимый. И, коль скоро семья эту ситуацию приемлет, то эта форма, когда всех всё устраивает,  называется симбиотическая. Вопрос к автору вопроса: если Вас это устраивает, то, конечно, это ваша жизнь и ваш выбор. Если Вас это напрягает, то нужно разбираться и изменить эту структуру, без сомнения, можно. Однозначно, можно.

«Человек без психологических проблем сух и неинтересен.»

Очень интересные и очень «влажные» люди с психиатрическими проблемами, например…

А если без шуток, если серьёзно, то многие великие творцы «употребляли». Но оценка выглядит так: не «он — молодец, потому что он пил», а «он — молодец, но, к сожалению, пил…»

«Каждый вечер пара СМС на «Маяк» — это зависимость?»

Если вы от этого испытываете какие-то чувства, например, удовольствие, то, однозначно, да!.. И если я от чтения испытываю удовольствие, то я — книгозависимый. Но существует так называемые социоприемлемые и соционеприемлемые формы.