Суеверия

Существует ли научное обоснование суеверий? Или наука способна развенчать суеверия? Откуда вообще пошло народное суеверие?
Всё народное идет издревле. И сама по себе примета — это некий маркёр архаизма. Глубокого-глубокого!.. Если говорить с точки зрения психологии, то глубокого бессознательного.

Есть две позиции, два взгляда на приметы и суеверия. С одной стороны, это — попытка переложить ответственность на кого угодно, кроме себя. «В моих неудачах виноваты чёрные кошки, полнолуние, баба с пустым ведром, треснувшее зеркало. От меня ничего не зависело, это всё — сверхъестественное, я с этим ничего сделать не мог» и так далее, и так далее.

На сегодняшний день эти глубинные архаические движения столь ярки в отдельных проявлениях. Например, есть страны, где нет 13-го маршрута автобуса, нет 13-го ряда кресел в самолете, нет 13-го этажа в США или 4-го — в странах Юго-восточной Азии.

Второй взгляд на обсуждаемый предмет определяется попыткой человека как-то примкнуть к чему-то большему, к чему-то емкому. Увидеть себя единицей массы, природных явлений с тем, чтобы не чувствовать себя одиноким! Чтобы не быть оторванным! Питаться емкостью, питаться корнями, питаться природой!
Вот тогда люди к приметам и суевериям относятся иначе. Они за ними наблюдают, они к ним примыкают.

Но есть еще одна категория людей, которые смело берут приметы «на абордаж». Наверняка многие видели автомобили с тремя шестерками на госномерах. Таких автомобилей хочется опасаться, держаться от них подальше. Ибо человек, который садится в такую машину, магическим образом пытается соответствовать этому номеру. Это такие разухабистые ребята, которые специально берут 13-й билет, специально берем три шестерки и на всё «по барабану»!

Живучесть примет впечатляет. Они корнями уходят в далекое-далекое языческое прошлое. Огромное количество примет пришло из древней Греции, из древнего Рима и так далее.

Несмотря на то, что наша конфессия, христианство и православие, в частности, очень негативно относится к приметам, считая, что это — промысел дьявола, мы, всё равно в глубине души, крестясь, верим и сторонимся.

Вера в приметы может быть разделена по половому признаку. Мужчины, со свойственным им скептицизмом, относятся к приметам более сдержанно. А девушки, как натуры более тонко душевно организованные, тревожные, стремящиеся, они, конечно, с гораздо большим удовольствием перекладывают на приметы то, что не хочется делать самой.

Есть ряд примет, к которым мы относимся лояльно. Ну почему бы ни «посидеть на дорожку»? Ни бросить монетку в фонтан в Риме?

Бальзак сказал: «Суеверный человек не может быть всецело несчастен, ибо суеверие стоит надежды». Могут ли приметы и суеверия вдохновить человека на свершения?
Это напрямую коррелирует с внутренним драйвом. Если человек — борец, то, несмотря на череду проблем, неудач, он, вдруг, увидел какую-то примету, которую он готов истолковать как позитивную для него, — он хватается за неё, тем самым потенциируя свой драйв.

Если человек более склонен к каким-то меланхолическим, тревожно-мнительным реакциям, то для него гораздо интереснее и проще увидеть, истолковать, интерпретировать примету, обеспечивающую ему право отказаться: «О, да… вот я увидел… Теперь уж сами понимаете… бестолку пытаться изменить ситуацию… Это всё, судьба.. Злой рок меня настиг… Я ни при чём, я сам по себе — человек хороший!..»

А насколько интересно науке изучать и раскрывать истинную суть примет? И справедливость того, работают они или не работают?
Я думаю, что это, скорее, не научный, а эмпирический момент.
Каждый ведет этот счет для себя. Даже с точки зрения прикладной науки это сомнительно, потому что приметы уж больно противоречивы в зависимости от территориальной или конфессионной привязки.

Есть интересная фраза. Ведьма пишет: «Честно говоря, я в приметы не верю. А что в них верить? Я сама их создаю!..»

#Маяк